Зрительная гимнастика для дошкольников: польза

Зрительная гимнастика для дошкольников: польза

Польза глазной гимнастики

Очевидно, что упражнения для глаз нужны для укрепления глазных мышц, а также для предупреждения появления или лечения близорукости, возникающей от зрительных нагрузок. Такое простое занятие, как гимнастика, часто оказывается эффективнее медицинских препаратов. Кроме того, лекарства дорого стоят, а гимнастика совершенно бесплатна. Но если взрослый может понять необходимость гимнастики, то ребёнку намного сложнее объяснить, почему он должен тратить время на неинтересное занятие. Как же заставить ребёнка перейти к этим упражнениям? Самый прямой путь – превратить их в игру.

Почему ухудшается детское зрение?

Зрение является одним из пяти физических чувств, которые позволяют человеку воспринимать и познавать окружающий мир. Но новорожденный способен только видеть колебания света и тени. Его слабое зрение объясняется неполным формированием сетчатки глазного дна. Но с каждым днём благодаря укрепляющемуся зрению, крошка получает всё больше информации.
Однако стоит понимать, что дети растут в таких условиях, где их невозможно защитить от вредных воздействий. Полезные для детского развития мультфильмы, телевизор, развивающие компьютерные игры давно стали неотъемлемой частью жизни любого дошкольника . Можно долго и без успеха говорить о вреде компьютера и телевизора, но разумней будет просто приспособиться к ним и другим сложившимся обстоятельствам. Учиться беречь зрение нужно именно в таких условиях. Парадоксально, что при ежедневной тренировке глаз зрение может всё-таки ослабевать. Врачи давно указывают на резко возросшее число заболеваний зрительных органов.

Польза глазной гимнастики

Зрительная гимнастика может стать прекрасным помощником в сохранении хорошего зрения. Главной задачей подобной гимнастики в отношении дошкольников становится создание у детей понятия о том, что о зрении также нужно заботиться. С помощью физкультминутки, включающей регулярную гимнастику для глаз, можно увеличить их работоспособность, улучшить кровообращение, не дать развиться некоторым глазным болезням. К тому же, и учебный материал будет лучше усваиваться.
Элементарные упражнения глазной гимнастики следует применять уже в раннем возрасте. Годовалый малыш воспринимает пятиминутное занятие ею, проводимое дважды в день, как игру. Проще всего смыкать и открывать веки (получается темно и светло), вращать зрачками по кругу (мама водит по кругу игрушку, а ребёнок наблюдает за ней). После освоения малышом этих упражнений можно переходить к более сложным. В 3 года малыш охотно делает то, что его просят: артикулирует, гримасничает.

Тренировка с мамой

· Любая мама сама способна тренировать зрение своего ребёнка. Она может, например, поиграть с ним в считалочку: подойти к окну и пересчитать всё, что там видно: людей, машины, собак, кошек, голубей и т. д. А малыш должен следить глазами за их движением или наблюдать только одним глазом, закрыв другой ладошкой. Можно также «подсматривать» в окно сквозь небольшое отверстие в бумажном листе.

· На прогулке можно поиграть со светом и тенью. Малыша нужно попросить запомнить окружающие предметы, после чего на минутку закрыть ему глазки, а после того, как он их откроет, попросить рассказать, что вокруг изменилось. Ребёнку можно показать, как бабочка машет крыльями, после чего попросить его повторить такие же взмахи ресничками при закрытии и открытии глаз.

· Очень полезно наблюдать за движущимся предметом.

· Можно в центре детской поставить корзину и с близкого расстояния бросать в неё мяч – тогда тренировка детских глаз обернётся весельем для всех.

· В солнечную погоду полезно воспользоваться обычным зеркальцем, которым можно гонять по комнате солнечных зайчиков, а ребёнок с интересом будет наблюдать за ним.

Главное, чтобы любое занятие было интересно самому малышу!

Гимнастика для глаз в стихотворной форме

Педагогами (С.Солодянкиной и Л. Шмелёвой) был разработан комплекс глазных упражнений для дошкольников «Весёлая неделька для глаз», с помощью которого ребёнка можно приучить к гимнастике.

Понедельник (упражнение снимает напряжение глаз)
Всю неделю по порядку
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся, (поднять глаза вверх)
Вниз посмотрят на траву — (опустить глаза вниз)
И обратно в высоту. (взгляд вверх, голова остаётся при этом неподвижной)
Вторник (снимает напряжение глаз)
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо (глаза повернуть в левую сторону, затем – в правую, держа голову неподвижно)
Не устанут никогда.
Среда (упражнение также снимает глазное напряжение)
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем. (плотно закрыть глаза)
Раз, два, три, четыре, пять, (досчитать вслух до пяти)
Будем глазки открывать. (открыть широко глаза)
Жмуримся и открываем –
Так игру мы продолжаем. (зажмуриться и открыть глаза)
Четверг (упражнение совершенствует координацию глаз и тренирует их мышцы)
По четвергам мы смотрим вдаль, (смотреть прямо перед собой)
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали (отвести на расстояние вытянутой руки от глаз палец и перевести взгляд на его кончик, некоторое время смотреть на него)
Глазки рассмотреть должны. (затем опустить руку)
Пятница (тренируются сложные глазные движения)
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали. (вращать глазами по кругу: вначале в одну сторону,)
Остановка, и опять
В другую сторону бежать. (а затем в обратную)
Суббота (тренировка сложных движений глаз)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, (перевести взгляд в верхний левый угол, затем в нижний правый)
Чтобы бегали зрачки. (повторить, переводя взгляд из верхнего правого угла в нижний левый)
Воскресенье (улучшает кровообращение и расслабляет мышцы)
В воскресенье будем спать, (закрыть веки и круговыми движениями пальцев массировать их: верхнее веко от носа к краю глаза, а нижнее веко в противоположном направлении, затем поменять направление)
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Прочие варианты глазной гимнастики

1. Голова ребенка при выполнении упражнений должна оставаться неподвижной.

2. В разных углах комнаты можно расположить разноцветные картонные кружочки разных размеров.

3. Малыш по нескольку секунд поочерёдно должен смотреть на каждый такой кружок по 3-4 раза, после этого на 10 секунд сомкнуть глаза и снова смотреть на кружки.

4. Можно повторять упражнение 3 раза.

1. В этом упражнении малыш несколько раз подряд должен зажмуривать и расслаблять веки по 10 секунд.

2. Затем он должен поставить руки под подбородок и по 4 раза смотреть то вверх, то вниз, а затем сделать перерыв на 10 секунд.

3. После этого ему нужно по 4 раза посмотреть то влево, то вправо.

Польза от таких упражнений будет только при их систематическом повторении, поэтому не стоит жалеть на них времени.

Можно поиграть с ребёнком в «стрельбу глазами»: резко перемещать вместе с ребёнком взгляд в неожиданную сторону, громко приговаривая «пиф-паф». Эта игра хоть и проста, но забавна и весела. Также для всех будут интересны гримасы и моргания в качестве расслабляющих упражнений, можно даже между членами семьи устроить соревнование – кто дольше проморгает или чья гримаса получится смешнее.

Зрительная гимнастика проста и полезна. Дети, которых приучили заниматься ей с раннего возраста, не знают проблем со зрением позже, когда нагрузка на глаза значительно возрастает. Особое достоинство упражнений в том, что они не требуют много времени, всего несколько минут в день – и ребенок будет застрахован от перспективы надеть очки в молодом возрасте.

Польза гимнастики для глаз

Наталия Дорофеева
Польза гимнастики для глаз

Современные условия, в которых растут дети, не позволяют оградить их от вредных воздействий. Мультфильмы, развивающие компьютерные игры, телевизор – всё это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы не будем говорить о вреде телевизора и компьютера, а постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз дошкольников является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, педагогам стоит напомнить о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполняет её в течение нескольких минут. Глаза ребёнка отдыхают.

Каким детям нужна гимнастика для глаз?

Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения.

Гимнастика для глаз

Упражнения для снятия зрительного напряжения:

1. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения плечами. Повторить 10 раз.

2. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, затем переведите вперёд, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторить 10 раз.

3. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте её как можно дальше назад. Повторить 5-6 раз.

4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторить 5 раз в одном направлении и 5 раз в другом.

5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторить повороты по 5 раз в медленном темпе.

Комплекс упражнений для глаз.

1. В углах комнаты, под потолком расположите цветные картонные кружки разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд, затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы у детей работали только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить упражнение 3 раза.

Читать еще:  Желтизна возле глаз: причины, лечебные меры, диагностика

2. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.

3. Для выполнения следующего упражнения зрительной гимнастики для детей руки ставят под подбородок, чтобы исключить движение головой. Ребёнок должен поднять глаза и посмотреть вверх, затем вниз по 4 раза, перерыв 10 секунд, затем вправо, влево 4 раза, перерыв 10 секунд. 4. Нахождение игрушек в пространстве группы; фиксация взора на объекте.

Предлагаем детям найти глазками игрушку. Рассмотреть её в течение 5-7 секунд.

5. Упражнение «Метка на стекле» (в качестве метки может выступать некрупный силуэт игрушки). Посмотреть на метку на стекле с расстояния 30-35 см. в течение 4-6 секунд. Затем перевести взор на объект за стеклом (дерево, дом, машина и т. д.) на 4-6 секунды. После чего поочерёдно переводить взгляд то на метку, то на объект. Повторять около 30- 40 секунд.

6. Медленное моргание в течение 10 секунд. «Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи ресницами.

7.«Погреем глазки». Предложить детям потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глазки (глаза под ладонями закрыты). «Потрем ладошки, чтобы они стали тёплыми. Закроем глазки и положим на них ладошки, погреем глазки». (Глаза прикрыты на протяжении 5-10 секунд).

Малышам быстро надоедает делать одни и те же упражнения. Поэтом им можно предложить зарядку для глазок в игровой форме.

— Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна).

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна).

— В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки).

— По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

(Смотрим прямо перед собой вдаль, затем поднимаем пальчик на расстояние 30 см. от глаз и смотрим на него. Повторяем несколько раз).

— В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

(Вращаем глазами вправо и влево по кругу).

— Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Смотрим в верхний правый угол, затем нижний левый, затем наоборот в верхний левый).

— В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с лёгкими круговыми движениями пальцев).

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Для гимнастики глаз можно использовать физ. минутки, только «проводить их глазами»:

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Глазки – рыбки – зажмурить, открыть, закрыть руками и пальчиками погладить по векам.

Наши нежные цветки

Ветерок чуть дышит,

Глазки открыли, вправо-влево поглядели. Ресницами помахали.

Пальчик к носу движется,

А потом обратно,

На него посмотреть

Очень нам приятно!

Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.

А теперь глаза закрой

И погладь руками,

Помечтаем мы с тобой

Закрыть глаза, погладить веки.

Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении. Современный педагог живет в условиях информационной цивилизации, поэтому информационно-компьютерные технологии активно входят в систему.

Стихотворение «Телевизор очень любим» Бытует очень много мнений о пользе и вреде телевизора. Да очень вредно смотреть телевизор весь день, учить уроки, когда работает телевизор.

Польза гимнастики для глаз
статья по теме

Предварительный просмотр:

Польза гимнастики для глаз

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познаёт, воспринимает и исследует окружающий его мир.

Причины ухудшения зрения.

Современные условия, в которых растут дети, не позволяют оградить их от вредных воздействий. Мультфильмы, развивающие компьютерные игры, телевизор – всё это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы не будем говорить о вреде телевизора и компьютера, а постараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.

Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз дошкольников является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно. Часто недооценка применения зрительной гимнастики для детей может быть серьёзным просчётом в работе с малышами. Кроме того, этот метод является своеобразной релаксацией для нервной системы ребёнка, помогает мозгу лучше переработать полученную с помощью зрения информацию. Прививая детям простые упражнения гимнастики для глаз, педагогам стоит напомнить о том, что эту гимнастику ребёнок может выполнять и дома. Получая навык выполнения зрительной гимнастики, ребёнок выполняет её в течение нескольких минут. Глаза ребёнка отдыхают.

Каким детям нужна гимнастика для глаз?

Многие родители считают, что их дети, имеющие 100% зрение, не находятся в зоне риска. Отнюдь! Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания и – прежде всего – постоянного наблюдения.

Зрительная гимнастика в ДОУ

Зрительная гимнастика для глаз в ДОУ может проводиться в различных формах:

  1. Игровая пятиминутка с разными предметами;
  2. Использование зрительных тренажёров (индивидуальные, настенные);
  3. Опора на схему и зрительные метки;
  4. Гимнастика по словесной инструкции, со стихотворениями.

Гимнастика для глаз дошкольника

Упражнения для снятия зрительного напряжения:

1.Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения плечами. Повторить 10 раз.

2. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, затем переведите вперёд, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторить 10 раз.

3.Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте её как можно дальше назад. Повторить 5-6 раз.

4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторить 5 раз в одном направлении и 5 раз в другом.

5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторить повороты по 5 раз в медленном темпе.

Комплекс упражнений для глаз.

1. В углах комнаты, под потолком расположите цветные картонные кружки разных размеров. Предложите детям посмотреть на левый круг несколько секунд, затем на правый, выполните это упражнение 3-5 раз, следите, чтобы у детей работали только глаза, после 3-5 упражнений на 10 секунд глаза закрыть, повторить упражнение 3 раза.

2. Для расслабления мышц, поддерживающих глазное яблоко, предлагается в течение 10 секунд зажмуривать и расслаблять глаза.

3. Для выполнения следующего упражнения зрительной гимнастики для детей руки ставят под подбородок, чтобы исключить движение головой. Ребёнок должен поднять глаза и посмотреть вверх, затем вниз по 4 раза, перерыв 10 секунд, затем вправо, влево 4 раза, перерыв 10 секунд. 4. Нахождение игрушек в пространстве группы; фиксация взора на объекте.

Предлагаем детям найти глазками игрушку. Рассмотреть её в течение 5-7 секунд.

5. Упражнение «Метка на стекле» (в качестве метки может выступать некрупный силуэт игрушки). Посмотреть на метку на стекле с расстояния 30-35 см. в течение 4-6 секунд. Затем перевести взор на объект за стеклом (дерево, дом, машина и т.д.) на 4-6 секунды. После чего поочерёдно переводить взгляд то на метку, то на объект. Повторять около 30- 40 секунд.

6. Медленное моргание в течение 10 секунд. «Бабочки полетели, крылышками помахали». Дети выполняют взмахи ресницами.

7 . «Погреем глазки». Предложить детям потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глазки (глаза под ладонями закрыты). «Потрем ладошки, чтобы они стали тёплыми. Закроем глазки и положим на них ладошки, погреем глазки». (Глаза прикрыты на протяжении 5-10 секунд).

Малышам быстро надоедает делать одни и те же упражнения. Поэтом им можно предложить зарядку для глазок в игровой форме.

— Всю неделю по — порядку ,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна).

— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна).

— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки).

— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

(Смотрим прямо перед собой вдаль, затем поднимаем пальчик на расстояние 30 см. от глаз и смотрим на него. Повторяем несколько раз).

— В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

(Вращаем глазами вправо и влево по кругу).

— Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

(Смотрим в верхний правый угол, затем нижний левый, затем наоборот в верхний левый ).

— В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Читать еще:  Ацикловир при ячмене на глазу: состав и форма выпуска, фармакологическое действие и дозировка препарата, показания к применению и противопоказания

(Закрыть веки, массировать их с лёгкими круговыми движениями пальцев).

— Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Для гимнастики глаз можно использовать физ. минутки, только «проводить их глазами»:

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Глазки – рыбки – зажмурить, открыть, закрыть руками и пальчиками погладить по векам.

Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Глазки открыли, вправо-влево поглядели. Ресницами помахали.

Пальчик к носу движется,
А потом обратно,
На него посмотреть
Очень нам приятно!
Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.

А теперь глаза закрой
И погладь руками,
Помечтаем мы с тобой
О любимой маме.
Закрыть глаза, погладить веки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

» ЦЕЛЬ:Познакомить детей с понятием:Я-человек. ЗАДАЧИ:1.Познакомить детей с одним из признаков живого ростом,закрепить название частей тела и их фунуций.2.Развивать слуховое внимание,н.

Ф.И.О. Ковшова Альбина ВладимировнаДолжность, образовательное учреждение Старший воспитатель Муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения детского сада № 10 «Белочка» комбинированн.

Упражнения на дыхание:«Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы, медленный выдох.«Ветер и листья». После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачива.

Картотека упражнений по разным здоровьесберегающим технологиям для дошкольников (массажи,гимнастика для глаз,дыхательная гимнастика).

Задачи.Образовательные: учить детей создавать красивый образ подсолнуха из разных материалов. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Формировать аппликативные умения в приложении к тв.

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз&raquo.

Польза зрительной гимнастики и физминутки

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Зрение — основной источник знаний о внешнем мире, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться — важнейшая задача родителей и педагогов.

На сегодняшний день активная жизнь детей включает в себя просмотр мультильмов, развивающие компьютерные игры, освоение навыков чтения. Все это создает определенную нагрузку на глаза, поэтому стоит начать делать гимнастику для глаз для дошкольников – проведенная в игровой форме, она понравится малышу, кроме того, он должен воспринимать позитивно, с юных лет приучаясь заботиться о глазах. Скорые перемены – то есть уже школьные занятия – нагрузку на глаза еще и увеличат.

Целью проведения зрительной гимнастики — является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

Зрительная гимнастика используется:

— для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

— для укрепления мышц глаз

— для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками бабочка».

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения гримасы, артикуляционную гимнастику.

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек. Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются задания в стихотворной форме

Также гимнастика проводится с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке — указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль». Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.

Работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

Какие упражнения будут наиболее эффективны? В первую очередь это моргание, которое помогает глазу очиститься и снять усталость. Можно использовать также пример бабочки, которая часто машет крылышками.

Следующее по популярности упражнение – « Ладошки », то есть ребенок закрывает глаза ладонями и держит их примерно полминутки. Помогает снять напряжение и усталость глаз.

Также эффективно упражнение « Филин » – сначала ребенок должен крепко зажмурить глаза, а потом их максимально широко открыть и подержать их так какое-то время.

Можно сыграть в « далеко » – « близко », когда ребенок должен переводить взгляд с предмета, расположенного рядом, в комнате, на предмет, находящийся далеко за окном.

Также можно поиграть с ребенком в « Листья », когда он должен следить глазами за падающими листочками: взгляд перемещается при неподвижной голове вправо и влево, а также вверх, затем вниз. Также очень популярно у малышей упражнение «Солнышко» – нужно как бы следить за солнцем, перемещая взгляд соответственно его движению: слева направо и вверх – вниз.

Предлагаю вашему вниманию гимнастику для глаз «Дни недели»

— Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения.

— По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;(совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

1. Проводить гимнастику лучше в игровой форме, все это делается для того, чтобы пробудить интерес ребенка к занятиям. Как вариант — провести ее в стихотворной форме.

2. При выполнении упражнений голова ребенка должна быть неподвижна. Еще один вариант выполнения гимнастики для глаз — по разным углам комнаты надо расположить разного размера разноцветные кружочки из картона. И в течении нескольких секунд ребенок должен смотреть поочередно по 3-4 раза на каждый кружочек. После чего закрыть глаза на 10 секунд и снова продолжить. Упражнение можно повторить 3 раза.

3. Следующее упражнение — ребенок должен зажмурить и расслабить глаза в течении 10 секунд несколько раз подряд.

4. Дальше ребенок должен под подбородок поставить свои руки и четыре раза смотреть вверх-вниз, после чего перерыв 10 секунд. Затем смотреть влево-вправо также четыре раза.

5. Естественно, что польза от этих упражнений будет в том случае, если выполнять их систематически. Поэтому выделите несколько минут для здоровья глаз.

Организация и проведение физкультминуток

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, направленных на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательного воздействия от длительных статистических нагрузок, активизацию их внимания и повышение способности к более эффективному восприятию материала, а также на повышение внимания, умственной работоспособности, эмоционального фона.

Кратковременные сеансы физических упражнений во время самоподготовки проводятся с целью снятия нервно-мышечного напряжения и застойных явлений, вызванных продолжительной работой. Перерыв в работе необходим для органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мышц кистей. Переключение на другой вид деятельности путем выполнения упражнений позволяет перераспределить мышечный тонус, создает предпосылки для восстановления работоспособности.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК:

Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления. Обоснованное время проведения физкультминуток является 15-20 после начала работы. Выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Упражнения должны быть разнообразны, так как их однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Длительность физкультминуток должна составлять 1-5 минут.
Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз.
В случае незначительного физического и нервно-психического утомления используются упражнения их положения сидя. При выраженном утомлении, вызванном интенсивной работой – упражнения из положения стоя, так как они вовлекают в работу больше мышечных групп и обеспечивают активное перераспределение мышечного тонуса.
Варианты проведения физкультминуток: сидя, стоя, в кругу, в шеренгах.

Читать еще:  Абсцесс века: признаки и формы заболевания, кто входит в группу риска, методы диагностики и лечебные мероприятия

Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию координации движений, ловкости. Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные истории. Это вызывает искренний смех у детей. Непринужденная веселая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.

Гимнастика для детских глаз

В каких случаях детям нужна гимнастика для глаз? В каких случаях гимнастику выполнять нельзя? Как заинтересовать ребенка, чтобы он занимался с удовольствием каждый день?

В детском возрасте зрение может упасть довольно быстро, ведь дети нагружают глаза порой даже больше, чем их родители. Занятия в школе, дополнительных секциях, домашние задания — все это требует сосредоточения и напряженной работы глаз, которым периодически нужен отдых и зарядка. Поэтому необходимо приучить детей делать гимнастику для зрения.

Регулярные упражнения помогают скорректировать небольшие зрительные нарушения и не дают развиваться ряду патологий, так как улучшают кровоснабжение органов зрения, тренируют и укрепляют глазодвигательные мышцы, делая их более «устойчивыми» к негативному влиянию внешних факторов. Всего несколько минут в день позволяют получить значительный эффект.

Особенности проведения гимнастики

Гимнастику для зрения можно проводить в любое время суток, все зависит от предпочтений ребенка. Кому-то удобнее выполнять упражнения утром, кто-то предпочитает делать их после школы, а кто-то перед сном или на перемене между уроками. Если есть время, то лучше не ограничиваться одним подходом и повторять весь цикл несколько раз в день. Малышам от трех лет хватит 5-10 минут 3 раза в день. Количество повторов для школьников зависит от их нагрузки: оптимально уделять гимнастике время после каждого часа напряженной работы. Это не отнимет много времени, зато принесет ощутимую пользу. Первые результаты будут заметны уже через месяц.

Некоторые родители считают, что детям дошкольного возраста гимнастика не нужна, так как они не испытывают такого зрительного напряжения, как дети старше. Но это заблуждение. Укреплять мышцы глаз нужно с самых ранних лет.

Есть несколько рекомендаций, которые нужно соблюдать:

  1. Важно работать только глазами: голова и шея обычно остаются неподвижными.
  2. Следите за нагрузкой: первые дни достаточно заниматься всего несколько секунд. Количество самих упражнений и повторов лучше увеличивать постепенно, иначе и сама гимнастика окажется слишком большой нагрузкой на глаза ребенка.
  3. Школьники могут заниматься самостоятельно, а за малышами обычно присматривают родители. Важно контролировать правильность выполнения всех заданий, иначе можно получить проблемы со зрением. Иногда занятия проводятся в детских садах. Воспитатель использует популярные методики, выбирает соответствующие возрасту детей упражнения и проводит гимнастику 2-3 раза в день. Чтобы малышам было интереснее заниматься, такая тренировка проходит под музыку, сопровождается песнями, стихами или играми, которые воспитатель подбирает для каждой конкретной группы.
  4. Упражнения для зрения необходимо выполнять каждый день, чтобы закрепить эффект. Если малыш занимается в детском саду, уточните у воспитателя, какие методики он использует, чтобы тренироваться с ним на выходных.
  5. Не нужно проводить слишком много упражнений, большая нагрузка не даст необходимый результат, а только утомит малыша. Для зрения полезнее заниматься регулярно и несколько раз в день по 5-10 минут.

Виды упражнений для глаз для детей

Существует большой перечень упражнений для укрепления глазных мышц детей. Внимательно ознакомьтесь с предложенными вариантами и четко следуйте инструкции. Не будет лишним показаться врачу перед тем, как начать заниматься. Помните, что упражнения только укрепляют мышцы, а если необходимо вернуть остроту зрения или помочь глазам восстановиться после травмы или в других ситуациях, гимнастику подбирает врач строго индивидуально. Любое самолечение чревато самыми неблагоприятными последствиями и может даже испортить зрение.

Ребенок смотрит на таблицу, на которой нарисованы волнистые линии и круги разного цвета. В течение минуты он должен медленно водить глазами по этим линиям.

Ребенок смотрит в центр большого предмета, расположенного напротив. Сначала ему нужно поднять взгляд от центра вверх, затем опустить его вниз, потом снова поднять в центр, посмотреть влево, а затем вправо и снова вернуться в центр, после чего повторить упражнение еще 4 раза.

Ребенок встает напротив часов с крупным циферблатом, на расстоянии около 40 см, и смотрит на время: его взгляд движется, копируя движение секундной стрелки и останавливаясь на каждой цифре на 1-2 секунды. После 5-6 повторений упражнение проводится в обратном направлении, то есть взгляд движется против часовой стрелки.

Задание можно усложнить: после 5-6 подходов можно выполнить его снова, но уже отодвинувшись от циферблата на метр, а затем на полтора, если это позволяет размер цифр и зрение малыша.

На расстоянии 35-40 см от глаз нужно повесить маятник: большую пуговицу на нитке или что-то похожее. В течение 30 секунд этот маятник должен раскачиваться, а ребенку необходимо следить за его движениями. Затем нужно сделать перерыв и в течение следующих 30 секунд смотреть в окно.

Необходимо зажмурить глаза, досчитать до пяти и плавно открыть их, затем повторить упражнение еще 7-8 раз. За выполнением упражнения должен следить взрослый: важно, чтобы ребенок не торопился, спешка приведет к еще большему напряжению глазных мышц.

Можно выполнить и схожее упражнение: быстро-быстро моргать в течение 5 секунд, потом 1-2 секунды отдохнуть и повторить задание еще 5 раз.

Далеко-близко

Ребенок встает у окна и в течение 10 секунд рассматривает самый дальний предмет на улице. Затем он переводит взгляд на картинку, которую родитель предварительно наклеил на стекло, и рассматривает ее также в течение 10 секунд, после чего снова возвращается к дальнему объекту. Выполнять упражнение нужно 7-8 раз.

Малышу необходимо представить себе цифру восемь и нарисовать ее глазами. Если ребенок еще маленький и ему сложно справиться с этим заданием, родители могут написать восьмерку на листе бумаги, чтобы малыш «обвел» ее взглядом. Сначала восьмерка должна стоять вертикально, а затем горизонтально, как знак бесконечности. Обе цифры нужно «обвести» по 7-8 раз.

Крестики-нолики

Упражнение выполняется в комнате: сначала нужно медленно начертить глазами «крестик», от верхнего левого угла комнаты в правый нижний и от правого верхнего в левый нижний, а затем «нолик», который будет касаться потолка, пола и стен. 5-6 повторений будет достаточно. Дети постарше могут делать упражнение с закрытыми глазами. Важно, чтобы голова оставалась неподвижной.

Приближение

В максимально вытянутой руке ребенок держит яркий фломастер или другой небольшой предмет и внимательно смотрит на него, не отвлекаясь на другие вещи. Затем он медленно подносит фломастер к носу. Как только предмет превратится в одно яркое пятно, нужно сделать 5-секундный перерыв, после чего повторить упражнение еще 5-6 раз.

В конце гимнастики глаза должны хорошо отдохнуть. Пусть ребенок закроет их, досчитает до 15 и снова откроет на пару секунд. Достаточно 5-6 повторов.

Игры на улице

Необязательно заниматься только дома. Упражнения для зрения можно выполнять и во время прогулки, по дороге в садик или школу. Например, искать глазами какие-то предметы, которые называет родитель, считать прохожих и машины вблизи и вдалеке, встать перед домом и пробежаться глазами по всем окнам.

Как приучить ребенка регулярно делать гимнастику для глаз

Выполнять однообразные упражнения детям может быть скучно. Увлечь их гимнастикой, просто рассказав, какую пользу она несет, не получится, особенно если у вас ребенок дошкольного возраста.

Лучше обернуть все в игру: представить, что ребенок — герой какой-нибудь сказки, и движения глазами он делает, чтобы лучше рассмотреть драконов, с которыми ему предстоит сражаться, или при помощи глаз он вводит код на двери секретной лаборатории. Расскажите ему, что супергероев с плохим зрением не бывает, поэтому все они делают гимнастику несколько раз в день. Вариантов может быть много, и зависят они только от фантазии родителя и увлечений ребенка.

Хорошо помогают стихи и песни, написанные так, чтобы на каждую строчку ребенок выполнял то или иное движение глазами. Можно воспользоваться картинками и плакатами с различными схемами: пусть малыш представит, что это лабиринт, и глазами передвигается от одного предмета на плакате к другому. Выбор варианта здесь также зависит от возраста маленького пациента и его предпочтений.

И, конечно, нельзя увлечь ребенка без личного примера. Маленькие дети, особенно дошкольного возраста, хотят быть похожими на родителей и подражают им. Если малыш увидит, что его мама или папа делает зарядку для глаз, то охотнее присоединится и переймет эту привычку.

К общим показаниям относят различные нарушения остроты зрения: астигматизм, близорукость, дальнозоркость, косоглазие и др. Показана гимнастика и высоких зрительных нагрузках, быстрой утомляемости глаз и др. Но обычно в этих случаях рекомендации дает врач, он же подбирает комплекс упражнений.

При отсутствии каких-то офтальмологических заболеваний занятия выполняют профилактическую функцию, помогают укрепить мышцы глаз, нормализовать кровообращение и предотвратить снижение остроты зрения и развитие других патологий.

Профилактические упражнения показаны в следующих случаях:

  1. Ребенок много времени проводит за гаджетами: смотрит фильмы, играет в игры, сидит в социальных сетях и др.
  2. У ребенка есть наследственная предрасположенность к офтальмологическим заболеваниям.
  3. У ребенка есть различные болезни и патологии, не связанные с нарушением зрения, но способные повлиять на него. Например, травмы головы, перенесенные инфекционные заболевания и др.
  4. Ребенок часто жалуется на усталость или боль в глазах, особенно после нагрузки.
  5. Нагрузка на глаза ребенка резко выросла, например, после школьных каникул.
  6. Ребенок занимается чем-то, что требует большого напряжения глаз, например, вышивает, шьет, много читает.

Противопоказания

Упражнения, направленные на коррекцию уже имеющихся нарушений, может подобрать только врач с учетом диагноза и возраста малыша. Это позволит избежать осложнений и правильно распределить нагрузку на глаза.

В остальных случаях список противопоказаний минимален: нельзя заниматься после операции на глазных мышцах, при отслоении сетчатки, при риске развития перфорации роговицы. Также детям не проводят ряд упражнений, показанных взрослым.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector